Цель: обобщить знания детей по теме: “Зима”.
Задачи.
Образовательные:
Уточнить представления детей об окружающем мире, явлениях и свойствах природы,
формировать умение устанавливать взаимосвязи между объектами природы, человеком и природой,
формировать умение сравнивать объекты.
Развивающие:
Развивать воображение, творческие способности,
активизировать словарь детей по теме занятия.
Воспитательные:
Формировать знания о правилах поведения в природе,
воспитывать ответственность, бережное и заботливое отношение к природному окружению,
развивать коммуникативные навыки,
развивать способность к согласованному взаимодействию.
Материалы:
иллюстрации с изображениями картин зимней природы,
индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка,
наборы элементов для создания картины зимнего леса и картины
зимнего города, фигурка Деда Мороза,
магнитная доска,
рисунки следов птиц, зверей,
игра «Собери картинку»,
письмо Деда Мороза.
Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.
Ход образовательной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения зимнего леса: Посмотрите ребята, как красив лес зимой! Какие изображения зимнего леса вам особенно нравятся?
Воспитатель: А какой самый весёлый и любимый зимний праздник детворы?
Ответы детей. Новый год.
Воспитатель. Это - Новый год! А какого гостя на Новый год мы ждём больше всех?
Ответы детей. Деда Мороза, Снегурочку.
Воспитатель: Конечно, Деда Мороза! До Нового года осталось совсем немного времени. И у Дедушки Мороза наступает горячая пора.
У Дедушки Мороза здоровье хоть куда!
Его не испугают любые холода.
Пускай повсюду стужа, а вовсе не жара -
У Дедушки Мороза горячая пора.
У Дедушки Мороза работа по душе,
Он нужен в каждом доме, на каждом этаже.
Он дарит нам подарки, и все кричат: "Ура!" -
У Дедушки Мороза горячая пора.
А где живёт Дедушка Мороз?
Ответы детей. На севере, в Великом Устюге.
Воспитатель: Дедушка Мороз живёт далеко на севере. В Новогодний праздник ни один ребёнок не должен остаться без подарка, и Дедушка Мороз отправляется в долгий путь. А путь его лежит через леса, реки, города.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы вместе с Дедом Морозом отправимся в путешествие.
Практическая часть.
I. CОЗДАНИЕ КАРТИНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА.
Дети садятся за столы. На них - индивидуальные фланелеграфы и элементы природы для создания картины зимнего леса.
Воспитатель. Ребята, мы будем создавать картины тех мест, по которым будем путешествовать вместе с Дедом Морозом.
Наше путешествие начинается!
Вышел Дед Мороз из своего терема и зашагал по лесу. А в зимнем лесу тихо, спокойно. Важно Дед Мороз ступает по снегу. Снега в лесу много. А какой снег в лесу?
Ответы детей. Белый, мягкий, пушистый…
Воспитатель. Снег в лесу белый, ведь его никто не пачкает, а ещё рыхлый, потому что его никто не утаптывает. А когда в лесу стоит морозная погода, тогда снег может быть и скрипучим.
Давайте изобразим на фланелеграфах снег.
Идёт Дед Мороз по чистому, белому снегу, смотрит на деревья, не замёрзли ли они?.
А какие деревья встречает на своём пути Дедушка Мороз?
Ответы детей. Сосны, ели, берёзы, осины…
Воспитатель. Поместите на свои картины деревья зимнего леса.
Воспитатель. Идёт Дед Мороз, любуется красотой зимнего леса и встречает множество следов.
Вот он видит такие следы.
(Воспитатель показывает рисунок с изображением следов птиц).
Чьи это могут быть следы, ребята?
Ответы детей. Следы птиц.
Воспитатель. А каких птиц можно встретить в зимнем лесу?
Ответы детей. Дятел, клёст, снегирь…
Воспитатель. Давайте найдём изображения тех птиц, которые живут в зимнем лесу, и выложим их на фланелеграфе.
Мы продолжаем своё путешествие с Дедом Морозом и видим ещё следы.
Воспитатель показывает рисунок с изображением следов зверей.
А чьи это следы, как вы думаете?
Ответы детей. Лисы, волка…
Воспитатель. Это следы зверей.
Дед Мороз вышел на полянку и заметил, как недалеко проскакал кто-то абсолютно белого цвета.
Кто же это мог быть?
Ответы детей. Зайчик.
Воспитатель. Это заяц-беляк.
Вдруг Дедушка Мороз услышал треск. Из-за деревьев вышел…
Кто же это мог быть?
Ответы детей. Лось…
Воспитатель. Это мог быть лось или кабан. А какие ещё звери могли встретиться Деду Морозу в зимнем лесу?
Ответы детей. Белки…
Воспитатель предлагает найти изображения животных, которых можно встретить зимой в лесу и поместить их на Фланелеграф.
Воспитатель. Вот путь Деда Мороза пересекает река.
Может ли Дед Мороз пройти через реку?
Ответы детей. …
Воспитатель. Реки зимой, как правило, замерзают.
Стоит морозная погода, лёд сковал реку, и наш Дедушка Мороз переходит через неё.
Посмотрите на свои картины зимнего леса, как вы думаете, чего не хватает на них?
Ответы детей. Облаков, солнышка…
Воспитатель. Зимой мало солнечных дней, и солнце не всегда видно.
(Детям предлагается дополнить картины изображением солнца и облаков).
Картины зимнего леса получились очень красивыми, на них есть снег, деревья, солнце и облака, птицы и звери.
А правильно ли мы всё сделали? Посмотрите свои картины и картины ваших соседей, нет ли там ошибок.
(Воспитатель уточняет, что ели и сосны зимой такие же, как и летом, а другие деревья без листьев, не всех обитателей леса можно встретить зимой, так как они впадают в спячку, а многие птицы улетают на юг).
Если есть ошибки, давайте их исправим.
(Дети проводят работу над ошибками).
Теперь наши картины и красивые, и правильные.
II. CОЗДАНИЕ КАРТИНЫ ЗИМНЕГО ГОРОДА.
Воспитатель: Продолжаем путешествие. Наш Дедушка Мороз вышел из леса, и вот он уже в городе.
(Дети встают из-за столов и подходят к магнитной доске, на которой вместе с воспитателем будут выкладывать зимний город).
Вот идёт он по городу и замечает, что снег в городе совсем другой.
А какой снег в городе, ребята?
Ответы детей. …
Воспитатель. В городе снега не так много как в лесу. Да он и не рыхлый, а утоптанный, и не такой чистый, как в лесу. Почему же снег в городе отличается от снега в лесу?
Ответы детей. …
Воспитатель. В городе много людей, которые утаптывают снег, много машин, а также предприятий, заводов. И от выхлопных газов снег становится грязным и тает.
(Воспитатель с детьми выкладывает на магнитной доске снег).
Идёт Дед Мороз по городу и много непривычного видит: кругом огни горят, дома высокие к небу тянутся, совсем как деревья.
А что ещё видит Дед Мороз в городе?
Ответы детей. Магазины, машины, заводы…
(Воспитатель предлагает детям выложить на доске изображения элементов города).
Воспитатель. Ребята, а каких птиц можно встретить в городе? Каких птиц видели зимой в городе вы?
Ответы детей. Голубей, воробьёв, ворон…
(На магнитной доске выкладываются изображения городских птиц).
Воспитатель. А каких животных Дед Мороз может встретить в городе?
Ответы детей. Кошек, собак.
(Выкладываются изображения животных, которые живут в городе).
Воспитатель. А солнце и облака такие же, как в лесу?!
Ответы детей. …
Воспитатель. Иногда в городах солнце плохо видно из-за дыма (смога).
Все дома обошёл Дед Мороз, все детские сады и школы. Всем детям раздал подарки. Устал. Да и поспешил обратно в лес. Ведь в родном лесу куда лучше, чем в городе.
Ребята, как вы думаете, почему Дедушка Мороз не задержался в городе, а поспешил к себе домой – в свой терем в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель. Воздух в городе не такой свежий, как в лесу. Животных мало. Птиц тоже не много. Очень шумно в городе. А Дедушка Мороз любит тишину, зверей и птиц, свой лес. Так и живёт Дед Мороз подальше от людей, на севере. А к людям в Новогодние праздники выбирается, уж очень он детей любит. А на прощание подул Дед Мороз холодным воздухом, да так, что сильный ветер поднялся, замела метель и принесла с собой снег. Стало в городе светло, свежо и чисто, как в лесу.
Заключительная часть.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку». Одна картина с изображением зимнего леса, другая – зимнего города.
(Дети делятся на две группы, одна группа собирает картинку зимнего леса, а другая зимнего города).
Воспитатель: И лес, и город для человека очень важны. Давайте бережно относится к тем местам, которые так нужны для нас, и вести себя так, чтобы ничего в лесу и в городе не испортить. А почему же нужно вести себя именно так? Может это и не столь важно?
Дети самостоятельно делают выводы (Природа леса чище и здоровее. О природе нужно заботиться, не засорять её. А если природа заболеет, то и человек заболеет).
А воспитатель резюмирует ответы детей и желает детям совершить прогулку в лес, в парк, предлагает нарисовать картины зимнего леса.
Воспитатель: Смотрите ребята, письмо лежит. Давайте прочтём его.
Дорогие ребята!!!