1.коррекционно—образовательные:
- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», учить знать и называть признаки весны, расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными;
- обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;
2. коррекционно—развивающие:
- развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;
- упражнять в правильном дыхании;
- развивать мелкую моторику,
- упражнять в развитии координации речи с движениями;
3. коррекционно—воспитательная:
воспитывать у детей познавательный интерес, желание приходить на помощь
Оборудование: картинки с изображением признаков весны, конверт с письмом, рисунок грача, мнемосхемы, мяч.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке ; чтение и обсуждение художественных текстов о весне; отгадывание загадок по лексической теме: «Весна»; разучивание стихотворений о весне; разучивание подвижной игры на координацию речи с движениями, разучивание пальчиковой гимнастики «Ласточка».
Лексико –грамматические игры по теме: «Подбери признак» Какой (снег…)? Какая (весна)? Какое (солнце)? «Телефон» (подбор «весенних» слов), «Подбери действие».Составление предложений о весне по картинке.
Словарная работа: набухают почки, теплые страны, вить гнезда, засвищут соловьи, проталины, пригорок, капель.
Ход НОД:
1.Орг. момент (психонастройка):
Дети стоят в кругу на ковре, взявшись за руки. Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно? ( Весёлое, лучистое, желтое, весеннее) Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.
2.Отгадайте загадки:
Сошли снега
Шумит вода
Всё оживает
Когда это бывает? (весной)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
3.Беседа по теме:
- Какое время года наступило?
-Какая сейчас весна? (ранняя)
-После, какого времени года пришла весна?
- Какое время года наступит потом?
4. Обогащение словаря по теме. Словарная работа.
Игра «Назови весенние слова»
Объяснение значений слов и выражений:
Ой беда! Ой беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
на снегу… (проталинки)
проталины, пригорок, капель, набухают почки, теплые страны, вить гнезда, засвищут соловьи, повеяло весной, веет ветер.
Дыхательная гимнастика: Покажем, как дует ветер сильный, а теперь тихий ветерок.
Дети садятся на стульчики.
5. Чтение стихотворений.
Много писателей и поэтов очень любили весну, любовались ею, писали о ней рассказы и стихи. Послушайте стихотворение И.Токмаковой:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают.
Под её ногами.
А.Алфёров
Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели
И сосульки в ряд висят.
Плещеев А.
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Стук в окно. Слышите кто – то стучит в окно. Кто же это? Да это же к нам грач прилетел? Давайте представим, как летят грачи и посчитаем их.
6.Игра «1,2,3,4,5» с существительным грач.
7. Беседа о птицах. Как вы думаете, откуда грач прилетел? (Из тёплых стран)
Что он там делал? (зимовал) Грач прилетает к нам самым первым. Какие ещё птицы к нам прилетают весной? (Скворец, соловей, стриж, ласточка и другие). Когда станет совсем тепло к нам прилетят ласточки. Давайте для них вспомним пальчиковую гимнастику про ласточек.
8. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
- За морем бывала
Весну добывала,
Несу – несу
Весну красну.
(Правая рука: на каждую строчку большой пальчик «здоровается» со всеми пальчиками, начиная с указательного; затем левая рука)
В клюве грача какой – то необычный конверт, а в нём письмо. Давайте прочтём.
9. Сообщение темы:
Чтение письма.
Текст письма.
Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Весна. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня,
составьте рассказ обо мне по картинкам. Очень надеюсь на вашу помощь.
Помочь вы мне сможете, если сумеете говорить выразительно, чётко, ясно. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас друзья!»
Поможем, ребята весне, составим рассказ.
Ну, что же, начнём выручать весну? Не забудьте, как надо говорить.
10. Коллективное составление рассказа.
Наступила весна. Солнце светит ярко и начинает пригревать. Небо стало голубым. На небе появились лёгкие, белые облака. Снег уже потемнел. Появились первые проталины. На деревьях набухают почки. Из тёплых стран прилетели птицы. Они будут вить гнезда.
Что мы составили? (рассказ)
Что должно быть у рассказа? (название, заголовок)
11. Озаглавливание рассказа. Придумайте название рассказу. Ранняя весна.
12. Дети в круг. Речевая подвижная игра «Клён»
За окном сосулька тает (4 прыжка)
Ветер тучи рвёт в клочки. (Руки вверх, наклоны влево –вправо)
Разжимает, разжимает клён тугие кулачки (разжимаем кулачки)
Прислонился он к окошку (4 прыжка)
И едва растает снег (наклоны вперёд - назад)
Мне зелёную ладошку
Клён протянет раньше всех. (поворачиваются друг к другу, протягивают руки, делают рукопожатие.)
13. Игра «Подбери признак»
Сосулька какая? …
14.Составление рассказа индивидуально.
Очень хорошие рассказы у вас получились. Помогли мы распутать дорожки по которым к нам придёт весна – красна.
- А почему в народе говорят весна – красна?
15. В старину, чтобы весна народ радовала, поскорее тепло приносила, люди кричали «заклички» и так зазывали весну. Давайте и мы зазовём весну:
Весна! Весна!
Прийди красна!
С ясным солнышком
Колоколнышком.
Принеси урожай
В наш родимый край!
Вот и пришла весна. Теперь с каждым днём будет становиться теплее и радостнее. Весна так рада, что вы помогли ей, приготовила каждому из вас подарок. Это картинки, которые вы после сна раскрасите и вспомните наш рассказ.
Итог: Молодцы! Чем мы сегодня занимались?