Ход занятия
Дети входят в зал под весёлую музыку песни Шаинского «Улыбка». Воспитатель: Ребята, кто-нибудь догадался, о чем пойдет речь на нашем занятии? Правильно о дружбе.
- А можно ли так сказать: один человек умеет дружить, а другой человек не умеет дружить (ответы детей)
- А вы как думаете, можно ли этому научиться. Сегодня мы и будем об этом говорить на занятии.
Воспитатель: К нам сегодня вроде вора
Забралась украдкой ссора –
Шмыг в окно!
И в тот же миг
В нашем доме шум возник.
Кто-то щеку исцарапал,
Кто-то с кем-то рухнул на пол…
Брови – хмуры, губы – сжаты,
Те - надуты,
Те – помяты …
(стихотворение «Ссора» Леэло Тунгал)
Нам необходимо разделиться на две команды. Делиться будем так. Сейчас встаньте, пожалуйста, и посмотрите друг другу в глаза. Замечали ли вы, какие красивые у вас глаза? Говорят, что глаза – это зеркало души. Посмотрите же в ваши зеркала души и определите, у кого они темные, а у кого они светлые. И так одна команда – это команда светлоглазых. А ребята с темными глазам образуют команду темноглазых. Дети занимают свои места согласно командам.
Посмотрите, здесь зашифровано какое-то слово. Выполняя, задания будем открывать по одной букве на табло. К концу занятия мы узнаем слово.
Всего будет 7 заданий. Выбрать задания нам поможет кубик. Сколько точек выпадет на верхней стороне кубика, конверт с таким номером и нужно будет взять. Дети будут по очереди бросать кубик и выбирать конверты.
Содержание конвертов:
I конверт - «Я и другие». У каждого из вас есть друг (подруга). Ведь недаром говориться в старой русской пословице – человек без друзей, что дерево без корней. Расскажите о своем друге или подруге. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Да, ваши друзья добрые, веселые, делятся игрушками, сочувствуют вам в беде. Открываем букву О на табло. (Бросают кубик.)
II конверт: Хорошо когда есть друг. Но вы однажды заметили, посмотрев на друга, что он весел, грустен или может быть на что-то или кого-то обижен? Как вы догадываетесь о настроении друга? (ответы детей).
В этом конверте находится игра, которая поможет вам правильно научиться определять настроение. Игра называется «Азбука настроения». В конверте наборы карточек по 6 штук на каждого ребенка. Дети подходят к столам и раскладывают каждый перед собой карточки. Рассмотрите карточки с персонажами.
Поднимите карточку, на которой персонаж удивлен. Молодцы, правильно. А как вы догадались?
А теперь мы усложним задание.
Послушайте музыку, определите какая она по настроению и выберите персонаж с подходящим выражением лица или мордочки (дети поднимают карточки).
- Попробуйте сами изобразить страх (тело сжато, наклонено назад, голова втянута в туловище, глаза расширены, брови подняты, рот приоткрыт) обиду, радость.
- Вспомните случаи из своей жизни, когда вы испытывали радость, удивление, гордость. Расскажите об этом. Как вы поступите, если в группе заметите, что кто-то из ребят печален, испуган, весело смеется. С каким по настроению человеком приятнее играть?
Молодцы, открываем третью букву.
III конверт: Плохо человеку, когда он один. Трудно одному. Один в поле не воин. Сейчас мы это проверим. Воспитатель рассыпает по полу мелкие игрушки. Предлагает детям по одному под музыку собрать игрушки, каждый себе. Дети подсчитывают игрушки.
Затем дети по 2-3 человека берутся за руки. С началом музыки каждая пара или тройка должна собрать как можно больше предметов в ведро (ведра для обеих команд по одному). Дети даже зрительно могут определить разницу.
Открывает букву Щ.
IV конверт: Игра оцени поступок»
Воспитатель читает перед началом игры
У меня большое горе:
С другом я сегодня в соре.
Я хожу за ним весь день
Молчаливый, словно тень.
На себя хожу и злюсь,
Что никак не извинюсь!
Эта игра поможет нам избежать ссоры. Вынимаем из конверта две иллюстрации, по одной каждой команде.
- Дети, что изображено на картинке?
Затем предлагается к каждой картинке по 2 иллюстрации, одна из которых конфликтного содержания. Дети рассматривают. Послушайте пословицу и покажите картинку, к которой она подходит:
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
Все силы отдай, а друга в беде выручай.
Где лад, там и клад.
Жадность покою лютый враг.
- А какой выход можно было бы найти еще?
Дети инсценируют ситуацию, каждая команда по своей картинке. Дети анализируют инсценировки. Что понравилось? Да многие ссоры можно избежать. Просто где-то уступить, вовремя сказать прости.
Воспитатель: Если ты ужасно гордый,
Если ты ужасно твердый,
Но нечаянно обидел
Друга среди бело дня,
Оставаясь очень гордым,
Независимым и твердым
Шепни-ка очень тихо
- Друг, прости меня …
Дети открывают букву. Затем кидают кубик. Выбирают следующий конверт.
V конверт: Вы все любите фильмы о кладоискателях. А теперь и вы будете кладоискателями. У нас даже есть и карты специальные. Воспитатель вынимает из конверта схемы комнаты, на которых красной точкой отмечено место, где находится сюрприз. Дети обсуждают и вместе отыскивают «клад» (это персонажи кукольного театра: лягушка и девочка).
- Дети, посмотрите, что приготовили для вас наши гости. Дети смотрят открытки из произведений: «Лягушка путешественница» и «Случай на улице» В. Осивой. Хотели бы вы дружить с героями этих историй? Почему?
К лягушке подходит пословица «Так зазнался, что и черт не брат». А почему вы не хотели бы дружить с девочкой? (ответы детей)
О девочке этой можно сказать: « Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был»
Оказывается, ребята, настоящий-то клад – это умение правильно дружить: не зазнаваться и не быть равнодушным, помогать, выручать из беды. Тогда и тебя никто не бросит в трудную минуту.
Дети открывают букву.
VI конверт.: А сейчас вы можете побыть в трудной минуте и помочь другу, который оказался в беде. Игра «Слепой и поводырь». Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения участники меняются ролями.
- Что ты чувствовал, когда был «слепым» («поводырем»)?
- Что хотелось сделать во время игры?
- Что хотелось изменить?
- Молодцы, вы очень старались, открывает букву И. Ребята на столе остался один конверт.
VII конверт: Все вы знаете, как называется цветок с разноцветными лепестками. А какой он (волшебный) А почему он волшебный? У нас тоже есть волшебный цветок, но у него не 7, а 5 лепестков.
Сейчас вы сядете на палас парами: один из команды темноглазых, другой из команды светлоглазых. Каждая пара задумает одно общее самое заветное для них желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Дети по очереди, кружась парами, произносят слова: Лети, лети лепесток ….
Лишь коснешься ты земли быть
По моему вели! Вели, чтобы …
Затем дети произносят желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – пара получает желтый флажок, если оно имеет общественное значение – красный.
Поощряет детей, загадавших желание общественного характера воспитатель. Результаты игры детям не сообщаются. Это для выводов воспитателю. Дети открывают последнюю букву.
- Какое слово мы теперь можем прочитать? Дети читают слово ОБЩЕНИЕ.
Теперь вы знаете, как нужно правильно дружить, не ссориться, то есть правильно общаться. Этому можно научиться и нужно учиться, чтобы легче и веселее вам жилось на свете, чтобы другим людям рядом с вами было хорошо.
Давайте вспомним и еще раз скажем, как правильно дружить?
В конце детям дарится книжечка с правилами дружбы. Дети с игрушками поют куплет и припев песни «Дружба» Шаинскиго В.Я.