Тема: Деревья в осеннем лесу.
Цели: Актуализация и закрепление словаря по теме (предметного, глагольного и признакового); развитие навыков словоизменения; лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже; развитие навыков выразительной связной речи.
Совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики, театрализации.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, фланелеграф, наборное полотно, предметно-тематические картинки, пиктограммы, короны-деревья, листья, наглядные пособия к дидактическим играм, мяч.
Ход: I. Оргмомент.
Дети входят в музыкальный зал под фортепианную музыку «Осень». Встают полукругом около стульев.
Психогимнастика «Грустная и веселая осень» (под музыку, с опорой на пиктограммы).
- Дети, давайте покажем, какое у нас настроение, когда идет осенний дождь? Изобразим грустную осень (предъявляется соответствующая пиктограмма).
- А теперь покажем, какое у нас настроение, когда светит солнышко и мы видим разноцветный листопад? Изобразим веселую осень (предъявляется соответствующая пиктограмма).
- Молодцы, ребята, замечательно передали осеннее настроение.
II. 1. Просмотр фрагмента видеофильма «Осенний лес» в сопровождении музыки А. Вивальди «Времена года». Сообщение темы.
- Ребята, вы догадались, куда мы с вами сейчас отправимся? (В осенний лес).
- И о чем мы будем говорить? (О деревьях).
- Да, правильно. Но если мы выполним правильно все задания, то попадем в сказочный волшебный лес.
2. Дидактическая игра «Узнай и назови дерево». Посадка детей.
На наборном полотне – предметно-тематические картинки.
Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.
- Сядет тот, кто назовет лиственное дерево. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). Хвойное дерево. ( Ель, сосна).
- Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.
3. Д/игра «Части дерева» (на фланелеграфе).
- Покажи и назови части дерева. (Корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, крылатки, желуди, шишки, орехи, ягоды).
- Молодцы, дети, вы хорошо запомнили части дерева.
4. Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).
- Я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово-предмет. А вы повторяете мое слово, но со словом «осенний».
лист – …осенний лист
ветка – … осенняя ветка
дерево – … осеннее дерево
плоды – … осенние плоды
лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща
букет – … осенний букет.
- Ребята, вы замечательно, без ошибок справились с этим заданием.
5.Д/игра «Подбери слова – признаки».
- Дети, в этой игре вам нужно подобрать слова-признаки. Какие деревья?
береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая
дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый
рябина –… тонкая, нарядная, красивая
клен – …резной, красивый, кудрявый
осина – …нарядная, дрожащая, шелестящая
тополь – …стройный, высокий, пирамидальный
липа – …красивая, липкая, лечебная
ива –… раскидистая, плакучая
ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.
- Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.
6. Д/игра «С какой ветки детки?» («Волшебные часы»).
-Ребята, определите, с каких деревьев опали эти листья?
с березы – березовый лист
с осины – осиновый лист
с дуба – дубовый лист
с липы – липовый лист
с клена – кленовый лист.
- И с этим заданием вы справились прекрасно. Мы все ближе подходим к волшебному лесу.
7. Д/игра «Подбери слова – действия».
- Осенние листья что делают? – (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).
- Дети, вы хорошо запомнили слова-действия.
8. Логоритмическая физминутка «Осенние листочки». Пение с движениями под фортепианную музыку (у каждого ребенка в руках – кленовые листья).
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
На веточках сидели,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
9. Массаж с дарами природы (под магнитофон).
Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе.
- Дети, что у вас в руках? (Сосновые шишки.)
- Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками.
Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью (под музыку).
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
10. Д/игра «Изобрази дерево» (под фортепианную музыку).
- И вот мы приблизились к волшебному лесу. Давайте заглянем в него и изобразим деревья. Дует ветер, наши деревья качаются.
Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.
Дрожащая осинка – пальцы растопырены, руки, согнутые в локтях, подняты вверх, кисти дрожат.
Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.
Пирамидальный тополь – прямые руки подняты вверх, вытянутые пальцы обеих рук касаются друг друга.
Резной клен – руки согнуты в локтях и приподняты; пальцы: указательный, средний и безымянный соединены, мизинец и большой палец отведены.
Плакучая ива – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед
Колючая елка – руки опущены вниз, вдоль бедер, кисти приподняты.
Высокая сосна – прямые руки вверху, кисти в стороны, пальцы растопырены.
- Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья. И вот оно – чудо, вы превращаетесь в волшебный лес.
11. Сказка «Волшебные деревья». Пересказ с элементами театрализации. - Чудесные короны, появитесь! В волшебный лес, ребята, превратитесь!
- Волшебные деревья, выходите! И о себе, деревья, расскажите.
Дуб: «Я – могучий, крепкий дуб. У меня толстый, мощный, коричневый ствол. Овальные, волнистые по краям листья. Мои плоды – желуди».
Берёза: «А я – русская красавица берёзка. Я белоствольная, кудрявая. Мои листья с зубчиками. А плоды – серёжки. Про меня много стихов и песен».
Ива: «Я – ивушка плакучая. Люблю расти около рек и ручьёв. У меня серо-коричневый ствол. Раскидистая крона. Тонкие, поникшие ветки. А мои листики похожи на длинных узких рыбок. Плоды у меня – желтые серёжки».
Клен: «А я – клен-красавец. У меня коричневый ствол. Мои листья резные, как звезды! А плоды – крылатки».
Осина: «Я – осинка. У меня серый ствол. Круглые листья. Они даже без ветра шелестят и дрожат. Мои плоды – сережки».
Тополь: «Я – тополь. Я высокий, стройный, пирамидальный. У меня серо-коричневый ствол. Листья с мелкими зубчиками. Плоды мои – пушистые сережки».
Ель: «А я – елочка. Мой ствол темно-коричневого цвета. На ветках колючие вечнозеленые иголочки. От меня приятный, полезный запах. Мои плоды – шишки. Их очень любят белки и клесты».
- Себя, деревья, вы прекрасно показали! И о себе чудесно рассказали!
-Теперь волшебные короны, удалитесь! В ребят опять, деревья, превратитесь!
III. Итог занятия.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (В осеннем лесу).
- О чем мы говорили? (О лиственных и хвойных деревьях).
- Какую пользу приносят нам деревья? (Дают свежий воздух, плоды, тень и прохладу в жаркий день, тепло во время холодов. Из них делают бумагу, мебель, строят дома. Лес – это дом зверей и птиц).
- В какие игры мы играли?
Оценка деятельности детей на занятии.
- Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями, великолепно показали сказку «Волшебные деревья». Занятие окончено.