Программное содержание:
Уточнение и расширение словаря по зимней тематике.
Развивать связную речь через составление связного рассказа по картине, опорным картинкам.
Учить детей подбирать прилагательные, глаголы, однокоренные слова.
Познакомить с пословицами по зимней тематике.
Учить вживаться в персонаж картины через прием эмпатии.
Развивать мышление, фантазию, творческое воображение.
Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я принесла вам кроссворд, вы хотите его разгадать? Тогда внимательно слушайте загадки, которые вам будут загадывать ребята, а ответы мы будем записывать в пустые клетки.
- Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)
1. Сам не бежит, а стоять не велит (мороз)
2. С неба - звездой,
В ладошку - водой.
(Снежинка)
3. Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)
4. Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полёт закончен.
Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб.
(Санки)
Воспитатель: Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме). Зимой кругом красиво, чисто, а вот послушайте небольшую историю!
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
Ну а белка не бела,
Белой даже не была!
Кто сможет повторить эту скороговорку?
(Обращаю внимание на волшебный сундучок).
Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.
“Дорогие ребята. Здравствуйте!
Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.
Снегурочка.”
Воспитатель: Поможем, ребята, Деду Морозу собрать слова о зиме. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о зиме будем складывать в него.
- Назовите зимние месяцы?
- Теперь давайте вспомним:
Вопросы:
Какие бывают ветра?
Что происходит зимой на реке?
Какие стоят деревья?
- А что бывает только зимой? (снег)
- Какой бывает снег? (он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) – подношу к каждому сундучок.
- Что снег делает? (идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)
- К слову снег подберите родственные слова: снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный.
Воспитатель: А теперь раскроем ладошки и заморозим все слова. Подуйте на них, чтобы они попали в сундучок! (Дыхательное упражнение «Свечка») Молодцы, ребята!
- Мы еще можем Деду Морозу назвать пословицы о зиме:
“Мороз не велик, а стоять не велит”.
“Много снега, много хлеба”.
А вот еще какие есть приметы – пословицы. Подумайте, что они означают?
“Зима не лето, в шубу одета”.
“Спасибо мороз, что снега принес”.
“Холодная зима, жаркое лето”.
“Зима снежная, лето дождливое”.
Воспитатель: Много вы пословиц назвали Деду Морозу. Молодцы! А скажите, какого цвета зимой больше всего? Правильно, белого. Я предлагаю сочинить нам белую сказку. Нужно от каждого придумать предложение, в котором будет слово «белый»
Сочинение сказки. В белом лесу… (дети продолжают)
- Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.
Физкультминутка: Танцевальные движения под песенку «Новогодняя» исп. Группа «Улыбка»
Ребята, а вы любите зиму? А за что? А кому зимой может быть плохо?
Животным и птицам приходится несладко – мы можем им помочь? Как? (ставить солончаки для лосей, заготавливать корм для птиц и белок, сено, осиновые ветки для зайцев)
Давайте представим ситуацию в лесу – выставляется картина.
Какие органы чувств помогут нам рассмотреть и вжиться в картину? Перечисление и показ опорных картинок.
Возьмем подзорную трубу и попробуем увидеть много – много деталей, только уговор – называть только 1 предмет и не выкрикивать.
Закройте глаза – что вы слышите? А теперь еще раз посмотрите, и снова закройте глазки – какие запахи вы слышите?
А что мы можем руками почувствовать?
Ребята – мы же с вами сочиняем рассказики – можем и пофантазировать, а если мы превратимся в персонаж. Вот, например, я – снег. Я рыхлый и холодный, по мне целый день бегают разные звери и следы оставляют. Вот бы снова тучка набежала и снежка подсыпала!
А в кого бы вы хотели превратиться? (по желанию детей)
А теперь давайте сочиним общий рассказ – по солнышку. Был пасмурный зимний день, зайчикам стало голодно и они…
Ну а теперь – оживим картину – в нашей книге не хватает иллюстрации – кем вы будете? Внимание, снимаю! Спасибо, у нас здорово получилось! Давайте нашу фотографию отправим Деду Морозу.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? А что вам понравилось больше всего? А что нового вы узнали? А что было трудно? Спасибо вам за работу!