Цели:
Через театрализованные игры реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей, их талант.
Способствование реализации потенциала личности.
Задачи:
Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри.
Продолжать развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества.
Воспитывать культуру речевого общения.
С помощью этюдов на выражение эмоций работать над выразительностью исполнения.
Развивать творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость.
Учить владеть телом, мимикой, жестом.
Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.
Оборудование:
Мультимедийная установка, ширма с декорациями, костюмы к сказке, буклеты, билеты, коробочка с конфетами, две куклы, программки, афиша.
Предварительная работа:
Занятия в театральном кружке “Улыбка ” .
Знакомство со сказкой “Кто сказал «Мяу?»”.
Драматизация сказки, изготовление костюмов, декораций.
Разучивание стихов, движений.
Показ иллюстраций по видеосюжетам.
Чтение произведения «Кто сказал «Мяу?» и показ мультфильма.
Экскурсия по Дворцу Культуры.
Изготовление билетов.
Ход занятия:
У центральной стены стоит ширма с декорацией внешнего вида театра с надписью «Театр», «Служебный вход». Слева висит афиша. На экране - фото детей.
Дети под музыку встречают гостей при входе в зал, здороваются. (Двое детей держат кукол.) Два ребёнка продают билеты за конфеты. Остальные дети раздают программки, приглашают гостей занять свободные места. Затем сами садятся полукругом на стульчики.
- Я очень рада встрече с вами!
Музыкальный руководитель обращает внимание на экран, где показано здание театра.
- Ребята, скажите, что это такое?
Ответ детей: Это здание театра.
- А сейчас вы закроете глаза, и произойдет чудо! (звучит музыка, дети открывают глаза.)
Звучит музыкальный эффект.
- Открываем глаза…
Идёт показ иллюстраций внутри театра.
- Что вы видите на экране?
Дети вспоминают, что как называется.
Ответ детей: Сцена, зрительный зал без зрителей, со зрителями, балкон, занавес открыт, занавес закрыт, кулисы, декорации на сцене, актёры на сцене, куклы на сцене, гримёрная, костюмерная.
- Скажите, какие театры бывают?
Ответ детей: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.
- Правильно, молодцы.
- Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?
Звучит стихотворение, дети договаривают слова-определения.
Поставит танцы балетмейстер,
Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты,
Что дирижер, что музыканты.
Еще, конечно, режиссер,
Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит,
Ответственный за реквизит.
Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек – артист.
- Хотите стать актёрами?
Ответы детей: Хотим.
- Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.
Что должен уметь делать актёр?
Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.
- Сегодня мы с вами станем настоящими актёрами. Отправимся в драматический театр. И войдём в тайную дверь, куда входят не зрители, а только актёры и служащие театра.
Дети под музыку подходят к ширме, имитируют,
как- будто входят в служебную дверь.
- Представим, что здесь рабочее место актёров.
А знаете, с чего начинается профессия актёра?
Ответы детей: С дыхания.
- Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.
Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.
Дыхательная гимнастика
Греем ладошки, свечка (1,2,5), шарик.
Звукоподражание (дыхание+чистота звуков)
«Дворники у машины» -щ-щ-щ.
«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.
«Муха» –ж-ж-ж .
Будем мы сейчас играть - вежливые слова называть.
(Дети инсценируют стихотворение «Вежливые слова» С. Коротковой. )
Что бы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б ни встретил-
Это знают дети.
Скажешь» здравствуй» - и в ответ
Прозвучит: « Привет, привет!»
Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)
Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают.)
Здравствуйте, лягушки! ( Произносят: ква-ква.)
Здравствуйте, кукушки! (Произносят: ку-ку
Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)
Здравствуй, детский голосок! (Произносят: а-а-а.)
Здравствуй, сонная ворона! (Произносят: кар-кар.)
Поезд длинный у перрона! (Произносят: ту- ту.)
Добрый день ручным часам (произносят: тик-так),
Громким детским голосам (шумят.)
Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)
В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)
А вот ещё одна игра! Здесь не только нужно сказать, но и выразительно показать. (Разыгрывается этюд на стихотворение А. Тетивкиной.)
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах»!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой»!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй»!
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух»!
- Молодцы. А сейчас вспомним скороговорки.
Дети встают в круг. Передают театральный билет и говорят скороговорки по очереди.
Скороговорки.
(С разной интонацией, силой голоса, в диалоге.)
1) Жужжит жужелица, жужжит-кружится. (дождь, сердится)
2) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. (радостная новость грустно, печально, сердито)
Пришло время усложнять задание.
Читает стихотворение.
Раз, два, три, четыре, пять -
Ещё хотите поиграть?
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Ответы детей: Изменить внешность можно с помощью костюма, масок, грима, прически.
Ответы детей: Жесты и конечно мимика.
- Что такое мимика?
Ответы детей: Это телодвижения, без слов.
- А сегодня мы попробуем изменить себя, изображая животных без костюмов, масок.
Муз. рук. читает стихотворение.
А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?
1) Щенок - боится укуса пчелы,
2) Кошка – выслеживает мышку,
3) Пёс – злится, что у него заберут кость,
4) Петух - показывает, какой он важный и смелый.
Муз. Рук. проводит игру с детьми(стихотворение читают дети в диалоге.)
- Только в лес мы вошли, появились комары.
- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.
- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
- Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
- На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что гам!
Молодцы. А что же такое мимика?
Ответы детей: Эмоции, которые мы можем показать на наших лицах.
Выходит девочка и читает стихотворение.
Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?
Попробуем проверить.
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его показать мимикой и жестом.
Покажите: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас, счастье.
А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
“Иди сюда”, “уходи”, “здравствуйте”, “до свидания”, “тихо”, “не балуй”, “погоди меня”, “нельзя”, “отстань”, “думаю”, “понял”, “нет”, “да”.
- Молодцы!
Подошла к концу разминка…
Постарались вы сейчас.
А теперь сюрприз, ребята!
На сцену приглашаю вас.
Чтоб в актёров превратиться,
Надо нам принарядиться.
Нам необходимо надеть костюмы, поэтому мы отправляемся… куда?
Ответы детей: В костюмерную, затем в гримёрную.
Муз. Рук. поворачивают ширму на картину «Гримёрная» и «Костюмерная».
Дети наряжаются, а в это время звучит песня «Волшебный мир искусства».
Все актёры готовы к премьере спектакля. (Дети в костюмах.) Представим, что занавес ещё закрыт и нам необходимо настроиться на выступление.
Приготовились произносить наши волшебные слова:
«И вот мы с вами на планете «Сцена». Она полна света и радости, счастья. Вступая на неё, мы забываем обо всех неприятностях, мы радуемся и творим. Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и зарядимся энергией радости, которой дышит эта планета…»
Включается подсветка.
Выходит ребенок и объявляет.
Тише, гости, вы сидите!
И сюрприз наш не спугните!
Сказку мы сейчас расскажем, и спектакль вам покажем.
Муз. рук. поворачивают ширму.
Показ музыкального спектакля
Кто сказал «МЯУ!»
После сказки дети поют на мелодию песни “Улыбка ” Мы – актёры».
1куплет:
Мы сегодня празднуем успех!
Мы – актёры! Ждём от вас мы комплименты
Дарим зрителям задорный смех
Получаем мы взамен аплодисменты!
Припев:
Будем с вами мы дружить,
Будем сцене мы служить
На которой мы умеем превращаться.
Просим зрителей своих,
И любимых и родных –
Не грустить, а вместе с нами улыбаться
2куплет:
Мы героем сказочных играть
Никогда на этой сцене не устанем
Зло добром мы будем побеждать,
Знаменитыми актёрами все станем.
Припев: тот же.
3куплет:
В детский садик мы – идём с утра
Открываем в сказки занавес и шторы
Точно знаем, наша жизнь – игра,
Ну а мы в ней непоседы и актёры.
Припев: тот же.
После выступления дети под музыку делают поклон зрителям и уходят за ширму, снимая головной убор.
Ширма двигается на первую картину.
В заключении дети и муз. рук. выходят, встают в полукруг и говорят слова:
«Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,
И то, что говорим всегда, сейчас всем громко вы скажите:
Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить,
Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть»
Дети под музыку выходят из зала, прощаясь, машут рукой.