Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.11.2024, 09:54

Детский сад

Меню сайта
Категории раздела
Дошкольникам
Конспекты
Викторины, игры
Праздники
Поделки
Стихи
Сценарий
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Февраль » 11 » Конспект логопедического занятия в средней группе
10:07
Конспект логопедического занятия в средней группе

Цель:

учить различать парные звонкие и глухие согласные, выделять соответствующие им звуки и буквы в ряду других звуков, букв, слогов, слов;

уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, развивать фонематический слух, тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;

повышать учебную мотивацию, познавательный интерес, результативность педагогического воздействия путём применения различных приёмов и методов в процессе работы над устранением недостатков речи.

Оборудование:

стенд над школьной доской с алфавитом и выделенными парными звонкими и глухими согласными; опорные таблицы для проведения подготовительных развивающих упражнений; массажные мячики; индивидуальные зеркала; наборы сигнальных карточек; колокольчик; «шумелка»; магнитные буквы; таблички со схемами, обозначающими звонкость и глухость звуков; ноутбук , телевизор, звукоусиливающие колонки, диск с компьютерной обучающей игровой программой.



Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие гостей и учителя.

Правильная посадка за партами.

Подготовительные развивающие упражнения.

Артикуляционная зарядка ( с использованием индивидуальных зеркал); сначала медленно, с паузами перед каждым упражнением; затем быстро, без пауз.

Упражнения: «Улыбка»

«Трубочка»

«Покусаем язычок»

«Маляр»

«Лошадка»

Словесно - ритмические упражнения для отработки чёткой дикции (использование плаката с доски); сначала медленно, затем с ускорением темпа и отбиванием ритма.

Лексический материал:



а) Маленькие мышки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Пищат: «Пи-пи-пи-пи!»

б) Пистолет пугает мух,

Говорит он: «Бух, бух, бух!»

Развитие речевого дыхания и голоса.

Поднять руки до груди, ладошки вертикально, вдох через нос, задержка дыхания:

- выдох через рот на звук «у…», при выдохе дети руками описывают круги перед собой;

-выдох через рот на звук «а…», руки описывают треугольники перед собой;

-выдох через рот на звук «о…», руки описывают квадраты перед собой.

Упражнения для пальцев и кистей рук.

а). Массажные мячики с шипами: катание одного мячика по парте поочередно каждой рукой, затем двух мячиков двумя руками;

катание мячиков между ладошками.

Растирание ладошек до тепла без мячиков.

б). Серия движений «Послушная ладошка» (сначала медленно, затем ускоряя темп с проговариванием, опираясь на парту): кулачок, ребро, ладошка (выполнение соответствующих движений)

III. Работа по теме урока.

Сообщение темы урока (плакат на доске).

Читает логопед, затем все хором.

Введение в тему.

Вопросы, задаваемые логопедом:

- Сколько всего согласных букв в русском языке? (использование стенда над доской)

- Словосочетание «Парные согласные» происходит от слова «пара». Как вы понимаете это слово?

Логопед:

– Некоторые согласные тоже выстроились парами, посмотрите (использование стенда над доской).

Ну, а что такое «Парные звонкие и глухие согласные» нам расскажет знакомый уже вам сказочный учитель – летучая мышь из лесной школы.

( Использование компьютерной программы «Уроки Кирилла и Мефодия», русский язык 1 класс, 3 урок, задание № 9)

Рассказ о «Парных звонких и глухих согласных» сказочным учителем (изображение выведено на экран).

Повторение детьми материала, услышанного с экрана.

( После просмотра данного урока компьютерная программа временно останавливается).

Различение звонких и глухих неречевых звуков:

а) Прослушивание звука колокольчика и звука «шумелки» (демонстрирует логопед).

Вывод:

звонок звенит громко и звонко, а «шумелка» тихо, глухо, издаёт один шум.

б) Переход по аналогии к речевым звукам.

Логопед:

- Звонкие согласные звучат громко, звонко. Для них на доске мы поместим табличку, изображающую громкоговоритель (показ таблички).

- Глухие согласные звучат тихо, глухо. Для них мы поместим табличку, изображающую перечеркнутый громкоговоритель (показ таблички).

Расположение на доске под выше названными табличками магнитных парных звонких и глухих букв.



6. Показ приёмов узнавания звонкости и глухости звуков с помощью тактильных ощущений (тыльная сторона ладони подносится к гортани или закрываются ладонями ушные раковины, сравниваем произношение звуков при таком положении рук).

7. Уточнение артикуляции каждой пары (использование индивидуальных зеркал).

8. Выводы:

каждая пара звонких и глухих согласных похожа тем, что имеет одинаковое положение частей артикуляционного аппарата;

каждая пара звонких и глухих согласных отличается друг от друга по звонкости – глухости;

для уточнения, какой встретился звук, звонкий или глухой, можно использовать специальные приёмы, о которых мы сейчас говорили.



IV. Физкультминутка.

Ритмические движения под музыку.

V. Закрепление пройденного.

а). Произношение и различение на слух изолированных звуков.

(Логопед произносит звонкие или глухие согласные, дети повторяют их вслух и поднимают сигнальную табличку с соответствующей буквой).

б). Произношение и различение на слух первых звуков в слогах типа:

па, да, то, до, су, жу, ко, ба (использование сигнальных карточек).

в). Произношение и различение на слух звуков в середине слогов типа:

ажа, апа, уду, ага, ушу, осо, ада (использование сигнальных карточек).

Логопед:

– С моими заданиями вы справляетесь хорошо, а справитесь ли с заданиями летучей мыши из лесной школы?

г). Подключение компьютерной обучающей игровой программы (ранее названной)



Просматриваются следующие задания (№10, №11).

Дети самостоятельно передвигают буквы, вставляют их в слова, прочитывают эти слова вслух и, самостоятельно двигая курсором, проверяют правильность выполнения своих действий.

VI. Итог урока.

Вопросы:

- По какой теме мы работали сегодня на уроке

- Сколько пар звонких и глухих согласных есть в русском языке?

- Чем похожи согласные звуки в одной паре?

- Чем отличаются согласные звуки и буквы в одной паре?

- Чем отличаются звонкие звуки от глухих?

- Какие есть приёмы для определения звонкости и глухости согласных звуков? Покажите.

- Где мы находили сегодня парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы? (в слогах, в словах).

Логопед:

– На следующих занятиях мы с вами будем продолжать находить парные звонкие и глухие согласные в словах, а также будем находить такие слова в предложениях.

Категория: Конспекты | Просмотров: 509 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Детский садИдеиИдеиВидео
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz