Цель:
учить различать парные звонкие и глухие согласные, выделять соответствующие им звуки и буквы в ряду других звуков, букв, слогов, слов;
уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, развивать фонематический слух, тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;
повышать учебную мотивацию, познавательный интерес, результативность педагогического воздействия путём применения различных приёмов и методов в процессе работы над устранением недостатков речи.
Оборудование:
стенд над школьной доской с алфавитом и выделенными парными звонкими и глухими согласными; опорные таблицы для проведения подготовительных развивающих упражнений; массажные мячики; индивидуальные зеркала; наборы сигнальных карточек; колокольчик; «шумелка»; магнитные буквы; таблички со схемами, обозначающими звонкость и глухость звуков; ноутбук , телевизор, звукоусиливающие колонки, диск с компьютерной обучающей игровой программой.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие гостей и учителя.
Правильная посадка за партами.
Подготовительные развивающие упражнения.
Артикуляционная зарядка ( с использованием индивидуальных зеркал); сначала медленно, с паузами перед каждым упражнением; затем быстро, без пауз.
Упражнения: «Улыбка»
«Трубочка»
«Покусаем язычок»
«Маляр»
«Лошадка»
Словесно - ритмические упражнения для отработки чёткой дикции (использование плаката с доски); сначала медленно, затем с ускорением темпа и отбиванием ритма.
Лексический материал:
а) Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Пищат: «Пи-пи-пи-пи!»
б) Пистолет пугает мух,
Говорит он: «Бух, бух, бух!»
Развитие речевого дыхания и голоса.
Поднять руки до груди, ладошки вертикально, вдох через нос, задержка дыхания:
- выдох через рот на звук «у…», при выдохе дети руками описывают круги перед собой;
-выдох через рот на звук «а…», руки описывают треугольники перед собой;
-выдох через рот на звук «о…», руки описывают квадраты перед собой.
Упражнения для пальцев и кистей рук.
а). Массажные мячики с шипами: катание одного мячика по парте поочередно каждой рукой, затем двух мячиков двумя руками;
катание мячиков между ладошками.
Растирание ладошек до тепла без мячиков.
б). Серия движений «Послушная ладошка» (сначала медленно, затем ускоряя темп с проговариванием, опираясь на парту): кулачок, ребро, ладошка (выполнение соответствующих движений)
III. Работа по теме урока.
Сообщение темы урока (плакат на доске).
Читает логопед, затем все хором.
Введение в тему.
Вопросы, задаваемые логопедом:
- Сколько всего согласных букв в русском языке? (использование стенда над доской)
- Словосочетание «Парные согласные» происходит от слова «пара». Как вы понимаете это слово?
Логопед:
– Некоторые согласные тоже выстроились парами, посмотрите (использование стенда над доской).
Ну, а что такое «Парные звонкие и глухие согласные» нам расскажет знакомый уже вам сказочный учитель – летучая мышь из лесной школы.
( Использование компьютерной программы «Уроки Кирилла и Мефодия», русский язык 1 класс, 3 урок, задание № 9)
Рассказ о «Парных звонких и глухих согласных» сказочным учителем (изображение выведено на экран).
Повторение детьми материала, услышанного с экрана.
( После просмотра данного урока компьютерная программа временно останавливается).
Различение звонких и глухих неречевых звуков:
а) Прослушивание звука колокольчика и звука «шумелки» (демонстрирует логопед).
Вывод:
звонок звенит громко и звонко, а «шумелка» тихо, глухо, издаёт один шум.
б) Переход по аналогии к речевым звукам.
Логопед:
- Звонкие согласные звучат громко, звонко. Для них на доске мы поместим табличку, изображающую громкоговоритель (показ таблички).
- Глухие согласные звучат тихо, глухо. Для них мы поместим табличку, изображающую перечеркнутый громкоговоритель (показ таблички).
Расположение на доске под выше названными табличками магнитных парных звонких и глухих букв.
6. Показ приёмов узнавания звонкости и глухости звуков с помощью тактильных ощущений (тыльная сторона ладони подносится к гортани или закрываются ладонями ушные раковины, сравниваем произношение звуков при таком положении рук).
7. Уточнение артикуляции каждой пары (использование индивидуальных зеркал).
8. Выводы:
каждая пара звонких и глухих согласных похожа тем, что имеет одинаковое положение частей артикуляционного аппарата;
каждая пара звонких и глухих согласных отличается друг от друга по звонкости – глухости;
для уточнения, какой встретился звук, звонкий или глухой, можно использовать специальные приёмы, о которых мы сейчас говорили.
IV. Физкультминутка.
Ритмические движения под музыку.
V. Закрепление пройденного.
а). Произношение и различение на слух изолированных звуков.
(Логопед произносит звонкие или глухие согласные, дети повторяют их вслух и поднимают сигнальную табличку с соответствующей буквой).
б). Произношение и различение на слух первых звуков в слогах типа:
па, да, то, до, су, жу, ко, ба (использование сигнальных карточек).
в). Произношение и различение на слух звуков в середине слогов типа:
ажа, апа, уду, ага, ушу, осо, ада (использование сигнальных карточек).
Логопед:
– С моими заданиями вы справляетесь хорошо, а справитесь ли с заданиями летучей мыши из лесной школы?
г). Подключение компьютерной обучающей игровой программы (ранее названной)
Просматриваются следующие задания (№10, №11).
Дети самостоятельно передвигают буквы, вставляют их в слова, прочитывают эти слова вслух и, самостоятельно двигая курсором, проверяют правильность выполнения своих действий.
VI. Итог урока.
Вопросы:
- По какой теме мы работали сегодня на уроке
- Сколько пар звонких и глухих согласных есть в русском языке?
- Чем похожи согласные звуки в одной паре?
- Чем отличаются согласные звуки и буквы в одной паре?
- Чем отличаются звонкие звуки от глухих?
- Какие есть приёмы для определения звонкости и глухости согласных звуков? Покажите.
- Где мы находили сегодня парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы? (в слогах, в словах).
Логопед:
– На следующих занятиях мы с вами будем продолжать находить парные звонкие и глухие согласные в словах, а также будем находить такие слова в предложениях.