« Небесные прятки»
Тема: Перелетные птицы
Задачи: Коррекционно-речевые:
Упражнять в употреблении приставочных глаголов;
Совершенствовать грамматический строй речи ( образование существительных в Р.п., мн.ч.)
Формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные;
Закрепить умение согласовывать числительные с существительным;
Отрабатывать навыки речевого и неречевого дыхания
Общеобразовательные:
Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделить их существенные различия;
Закрепить представления о пользе птиц;
Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое восприятие, память
Воспитательные:
Воспитывать желание и навыки сотрудничества в игре и в совместной деятельности;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Дидактическое взаимодействие с детьми:
Разгадывание и толкование загадок о птицах, чтение книг о природе В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова; дидактические игры «Один-много», «Назови ласково», «Сосчитай до 10», совместное изготовление коллективного панно «Небесные прятки»
Оборудование:
Аудиозапись «Голоса птиц»; картинки с изображением перелетных птиц: аист, лебедь, журавль, утка, ласточка, трясогузка, стриж; бумажные птицы на ниточках, для дыхательной гимнастики; атрибуты к игре «Дальний путь»: гимнастическая скамейка, тоннель из обручей, большое картонное дерево, «болото», панно « Небесные прятки».
Ход занятия: 1.Организационный момент:
- Сегодня мы с вами отправимся в лес, на дальнюю поляну, на которой открылась летная школа для птиц, которые на зиму улетают от нас в теплые края. Как называются такие птицы? (Перелетные птицы)
2. Образование приставочных глаголов
- Путь нам предстоит долгий и без карты нам не обойтись. Давайте рассмотрим ее(на доске нарисована карта пути)
- На пути нам встретится болото, большой дуб, высокая гора, широкая река. До болота надо ДОЙТИ, болото ПЕРЕЙТИ, дуб надо ОБОЙТИ, гора такая высокая, что ее не обойти, поэтому мы ПРОЙДЕМ через пещеру в горе, в пещеру мы ВОЙДЕМ и из пещеры ВЫЙДЕМ, а широкую реку ПЕРЕЙДЕМ по мосту: на мост ЗАЙДЕМ с моста СОЙДЕМ. Вот и поляна, к которой мы шли. Итак, готовы? В путь!
3. Игра-путешествие «Дальний путь»
Следуя карте дети и логопед идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: ДОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ОБОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ЗАШЛИ, СОШЛИ, ПРОШЛИ.
- До болота мы дошли и по кочкам перешли (шагаем по «кочкам» высоко поднимая ноги)
- Вот и к дубу мы пришли , дуб тихонько обошли ( ходьба на носочках, вокруг дуба)
- Долго шли и вот – ура! Перед нами тут гора!
Гору нам не обойти, гору нам не перейти!
Но в горе пещера есть!
Это радостная весть!
Дружно мы в нее вошли – вышли и опять в пути! ( дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из обручей)
- А вот здесь течет река,
Глубока и широка!
Мост я вижу впереди, по нему скорей иди,
По досочке я пройду и вас всех переведу! ( «мост»- гимнастическая скамейка, ходьба по скамейке приставным шагом)
- Вот мы и пришли на поляну, посмотрите, сколько здесь много разных птиц, назовите каких птиц вы увидели(Дети перечисляют птиц: Я увидел аиста. Я увидел лебедя… и т.д) А как назвать одним словом этих птиц? (перелетные птицы)
4. Согласование числительного с существительным
- Как много птиц собралось на поляне, давайте попробуем их сосчитать. ( дети по очереди считают птиц одного вида: один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов; один журавль, два журавля,…. пять журавлей и т.д.)
5.Артикуляционная гимнастика
- Посмотрите на них какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная. Вот ласточка: клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.
Упражнение «Улыбка – Трубочка» ( повторяем упр. 3 раза)
- А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.
Упражнение «Лопатка»( повторяем 3 раза)
- Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый , похож на иголку)
Упражнение « Иголочка» ( повтор упр.3 раза)
Упражнение « Лопатка – Иголочка» (повтор упр.3 раза)
- И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.
Упражнение «Качели» ( повтор упр. 5 раза)
Упражнение «Часики» ( повтор упр. 5 раз)
6. Дыхательная гимнастика
- Мы с вами знаем зачем собрались птицы на этой полянке. Давайте посмотрим ,как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках) Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки. ( дети выполняют задание)
7. Образование притяжательных прилагательных
- Поднялись птицы высоко-высоко в небо!( выставляется панно «Небесные прятки») Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько ( пальчиковое упражнение «Бинокль») Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?
-Чей хвост виден за синим облаком? (это хвост ласточки – ласточкин хвост) Какая птица спряталась за розовым облаком? Чей клюв вы видите? (это клюв аиста – аистиный клюв)
- Чье крыло вы видите за голубым облаком? (крыло журавля – журавлиное крыло)
- А за сиреневым облаком? ( крыло лебедя – лебединое крыло)
- Молодцы! Помашем птицам, до свидания птицы! До весны!
8. Игра – путешествие « Дальний путь»
Отправляемся в обратный путь с проговариванием ключевых слов : ДОШЛИ,ЗАШЛИ, СОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ОБОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ПРОШЛИ.
9. Употребление существительных в Р.П., мн.ч.
- Где мы с вами побывали? Вспомните , стаи каких птиц улетели в теплые края? (дети отвечают полным предложением: Улетела стая уток.
Улетела стая журавлей.
Улетела стая ласточек. И т.д.
10. Итог занятия .